Блокнот
Навигатор
Сюрреализм на экране
Как работает психоделическая анимация
Артём Шабанов
студент Института Общественных Наук
Поздний вечер. Шумная компания. Алкоголь.
Включается телевизор, друзья затихают.
Полчаса спустя на экране — титры, а на лицах ребят — недоумение.
Это знакомство с психоделической анимацией.
Попытки осознать происходящее перекликаются с полным отсутствием мыслей. Эта статья на примере трёх мультфильмов расскажет, чего стоит ожидать от просмотра психоделической анимации и каким образом можно понять замысел автора.
Bobby Yeah (Бобби Йе)

«Бобби Йе» Роберта Моргана — зрелище не для слабонервных. Анимация выполнена в максимально гротескных тонах: аморфные существа с человеческими лицами, человеческие каркасы со странными конечностями, бесформенные массы, бьющиеся в конвульсиях. И это еще поверхностное описание тех ужасов, которые можно разглядеть в мультфильме.

Из всего вышеперечисленного складывается впечатление, что «Бобби Йе» — просто сборник мыслей шизофреника. Но не всё не так просто. В том-то и заключается смысл психоделической анимации: чтобы её понять, надо выхватывать метафоры из контекста, а на их основе строить сюжет самостоятельно.
Психоделическая анимация — это благодатное поле для любителей искать среди символов всяческие смыслы и не самое лучшее развлечение для чувствительных особ.
Среди всей этой сюрреалистической вакханалии и неоднозначно трактуемых символов проявляется типичная история преступления и наказания, желания и жертв. Особая роль в этом неуютном мире отведена кнопкам, которые имеются на телах практически всех обитателей этой мультипликационной кунсткамеры. Кнопка словно открывает ящик Пандоры — нажатие может как убить, так и преобразить, потому-то все так осторожничают с этими странными приспособлениями. Страх перед смертью стоит во главе, перекликаясь с депривацией главного героя, остро нуждающегося в друге, идущего на смертельный риск ради удовлетворения своей потребности.

Каждая деталь в персонажах и декорациях мультфильма демонстрирует людские пороки и потребности. Либидо и мортидо — главные элементы, движущие анимацию в «Бобби Йе».

ИТОГ: творение Роберта Моргана оставляет желать лучшего, но оно идеально демонстрирует все основные характеристики психоделической анимации как жанра, именно с помощью анимационных эффектов автор передает смысл, ведь за весь мультфильм персонажи не произносят ни одной фразы.
Don't Hug Me, I'm Scared (Не обнимай меня, я напуган)

Don't Hug Me, I'm Scared (далее DHMIS) — веб-сериал, состоящий из шести серий. Начинается он как типичное детское кукольное шоу вроде «Улицы Сезам». Три главных героя сидят и слушают поучительную песенку про творчество, время, любовь, здоровое питание. Не стоит бежать показывать это детям: чем дальше заходит серия, тем чаще вы замечаете странные и сюрреалистичные моменты. Концовка серии обычно содержит сцены насилия и жестокости.
На первый взгляд DHMIS отлично подходит для того, чтобы поиздеваться над друзьями, которые поначалу будут гадать, зачем вы им показываете детские мультики, а потом посчитают вас психом и пересмотрят вашу дружбу. Но, как и в «Бобби Йе», сюрреализм здесь способ трансляции глубокого смысла, только на этот раз авторы хотят передать факты и правду, а не философские идеи.

А правда заключается в том, насколько телевидение засоряет подрастающим поколениям мозг и мировоззрение. Почти в каждой серии DHMIS можно заметить множество деталей, которые скрепляют сюжет. Главная деталь — календарь, который на протяжении всего сериала демонстрирует зрителю дату 19 июня. Чем она так важна? На 19 июня часто выпадает День отца. У одного из главных персонажей, Жёлтого парня, есть отец, спонсирующий детскую программу, именно ее мы и смотрим. Некоторые детали говорят нам о том, что действие сериала происходит в 1955 году, через год после того, как в Британии началась эра независимого телевидения. Тогда сильно распространился продакт плейсмент: посреди показа детских мультфильмов могла внезапно появиться реклама сигарет или чего похуже.
Итог: из многочисленных деталей, на перечисление которых потребовались бы десятки страниц, складывается общая картина пагубного влияния телевизора на детей и коммерции на искусство.
Salad Fingers (Зелёные Обрубки)

Зелёные Обрубки — ещё один веб-сериал, который выпускался с 2004 по 2013 год и состоит из десяти серий. Название дало прозвище главного героя, настоящее имя которого не известно. Просмотр сериала ввергает зрителя в состояние, похожее на летаргический сон. Атмосфера, созданная при помощи неприятного музыкального и звукового сопровождения, пробирает до мозга костей. Такие моменты, как поедание Зелёными Обрубками своего же трупа или «диалог» с существом, похожим на человеческий зародыш в первом триместре беременности, могут довести зрителя до состояния полного ужаса. В этом и кроется замысел авторов.
На самом деле, Зелёные Обрубки — обычный человек, а мир сериала — наш мир. Действие происходит в 1939 году, когда Первая мировая война еще не забыта, а Вторая — уже стучится в дверь. Сериал показывает то, как главный герой видит жизнь после войны, а всё происходящее — игра его сломанной психики. У него видны все признаки труднейших случаев раздвоения личности и посттравматического стрессового синдрома. Зелёные Обрубки застрял в прошлом. Помимо войны в его сознании очень часто проявляются образы, связанные с потерей собственного ребенка, жены, младшего брата и множества друзей и знакомых.
«Я знаю, тебе больно. Просто попробуй спокойно посидеть, пока доктор ест твою кровь», — Зелёные Обрубки, серия 10.
Итог: самое тяжёлое — осознать то, что люди, пережившие подобное, действительно существуют. Авторы отлично передали идею того, как себя ощущают бывшие военные со сломанными жизнями.

Пcиxоделическая анимация не так плоха, как кажется изначально. В ней помещаются и философия, и сатира, психическая нестабильность. После её просмотра вам срочно понадобитcя свежий воздуx. Но если вам предложат насладиться психоделической анимацией в нетрезвом состоянии — бегите, бегите без оглядки.
Made on
Tilda