Блокнот

«Уж чем мы не умеем заниматься, так это рекламой»

Маша Мартынова о том, как устроена работа московского самиздата «Батенька, да вы трансформер»
студентка Liberal Arts, журналист
любит кино и современное искусство
Камергерский переулок, самый центр Москвы. Подходишь к подъезду, видишь еще несколько человек у дома, есть и знакомые с журналистики. Звонишь в старинный домофон, без ответа, дверь открывают. На третьем этаже девятиэтажки и разместилась квартира-редакция постапокалипсического самиздата, куда я пришла стажироваться.
На входе в огромную трехкомнатную квартиру всех встречает золотой бюст Теодора Глаголева, который выступает в роли логотипа онлайн-журнала.
Теодора Глаголев — забытый историей путешественник, исследователь, орнитолог и апокалиптолог конца XIX — начала XX веков.
Шеф редактор Егор Мостовщиков приглашает нас, пятерых стажёрок, пройти в главную комнату редакции, познакомиться и поговорить о наших интересах.

Зашли, на полу сидит девушка и серьёзным тоном рассказывает редактору о своей идее: «Вы что не можете понять? Еда — это неотъемлемая часть всего человечества. Так почему мы не можем посмотреть на мир через буррито? Вот берем буррито, самое традиционное, мексиканское, ставим его перед глазами и начинаем говорить о мире, будто мы сами и есть этот буррито!? По-моему, получится великолепная статья». Ни единого смешка, ни малейшей доли сомнения, идею подхватывают работники «Батеньки», каждый высказывая свои ассоциации, бурный спор приводит к одобрению идеи — статья будет написана. Так мы увидели планерку самиздата.
Большие окна, выходящие в тихий двор, три деревянных стола с компьютерами, современные книги, старое пианино, заваленное разными непонятными вещами, просторная кухня, где можно приготовить все, что ты хочешь, картины и постеры развешанные на белых стенах, приятная атмосфера и творческие люди, да еще и никакого графика работы, все приезжают, когда находят свободное время, — так выглядит идеальная редакция, таков и «Батенька».
Создали этот самиздат Егор Мостовщиков и его друг по МГУ и главный помощник Антон Моисеев. Они вкладывают все силы и собственные деньги в редакцию, а из-за провальной краутфандинговой компании считают себя плохими пиарщиками: «Уж чем мы не умеем заниматься, так это рекламой». Деньги на реализацию будущего сайта они собирают очень медленно. Тем не менее, команда во всю работает над тестовой версией сайта, релиз которого намечен этим летом.

Вся редакция работает без зарплаты, ради интереса и общей идеи. Деньги на экспедиции все платят из своего кармана, ради того, чтобы «люди просто знали». В составе «Батеньки» — самые разные журналисты и редакторы: Юля Дудкина выиграла конкурс самиздата «Та самая история», после чего стала частью команды, Настя Травкина была школьной подругой Егора, Аглая просто написала на сайт: «Вы все неграмотные, теперь я буду проверять и вычитывать ваши статьи!» — так она стала редактировать все статьи и новости, лучшего редактора я еще не видела. У каждого из них есть своя основная работа: «Сноб», «Русский репортер», Mail.ru…

Краудфандинговая кампания самиздата «Батенька, да вы трансформер»

Мы начали краудфандинг кампанию (отдайте нам ваши деньги)

Реклама краудфандинговой кампании

Изучая концепцию сайта, задумываешься о том, что все авторы — творческие люди, которыми крайне трудно управлять. Однако в редакционном процессе никогда не возникало серьезных трудностей. Если ты заинтересован, если тебе это надо, если ты получаешь от этого кайф, если ты любишь этот самиздат — пиши. Каждый общается в общем диалоге, весь процесс публикации и верстки происходит чаще онлайн, а вот планерки, которые обычно проходят в пятницу вечером и собирают всех, — уже в самой редакции. В этом журнале каждый отвечает сам за себя, каждый не ограничен никакими формальностями, поэтому работать в такой атмосфере очень комфортно.

За каждый из пяти разделов сайта, отвечает один человек:

1. «Ресурсы» – экономика и деньги.
2. «Защита» – политика, инструкции по выживанию.
3. «Сплочение» – семья, одиночество, секты…
4. «Преклонение» – цифровая эпоха.
5. «Познание» – все, что придумывают люди современности.
6. «Эстетика» – вся культурная часть. (кино, искусство, художники)
7. «Новости» – мир в огне.

Нас распределили по интересам. Ты придумываешь тему, подходящую под контент сайта и его главную тематику, относящуюся к твоему разделу, на которую можно было бы что-нибудь написать, и согласовываешь с ведущим этого раздела. После собираешь информацию, берешь интервью, находишь экспертов и говоришь с ними, если таких не находишь, тебе помогают найти, делаешь все, что делает журналист, для написания хорошей статьи. Тебе объясняют как нужно писать, проверяют твой текст, указывают на ошибки. Как только ты заканчиваешь статью, ее еще раз перепроверяет редактор, после чего ты занимаешься версткой и публикуешь ее на сайте. Картинки специально заказывает редакция у знакомых художников, которые любезно соглашаются рисовать бесплатно. Юным журналистам есть чему поучиться.
Тексты для Батеньки пишут как именитые внештатные авторы вроде Олега Кашина, так и непрофессиональные журналисты: банкиры, художники, бывшие следователи. Это целый мир, совершенно разные люди, которые готовы работать бесплатно, их просто объединяет одна идея, такого энтузиазма ни в одной редакции я еще не наблюдала.
Это журнал о безумиях современного мира, и первое безумие — это работа редакции.

Made on
Tilda