Как работает хип-хоп коллектив в эпоху интернета
Объединение — это очень характерный процесс для хип-хоп индустрии. Возможно именно поэтому жанр становится все более актуальным и массовым, работая на аудиторию. В одинокую интернет эру, емкость и близость текстов поднимает хип-хоп в чартах каждый месяц. «Я создал BROCKHAMPTON, потому что у меня не было друзей», — говорит 21-летний создатель американского коллектива Кевин Абстракт.

В интервью The Guardian Ян Симпсон (он же Кевин), признается, что не очень ладил со своей семьей, а в доме отца вообще никогда не был. История отдаленно напоминает становление другого музыканта из того же жанра — Tyler, the Creator, лидера коллектива OFWGKTA или Odd Future. На альбоме Wolf Тайлер раскидал строчки о тяжелых взаимоотношениях с отцом, а один трек получился целым монологом будто бы записанным на автоответчик.
MTV1987 — это мой персональный взгляд на поп-культуру прошлого и настоящего, как представителя новой цифровой среды
Кевин не раз упоминает влияние творчества Тайлера на него самого и BROCKHAMPTON. В 12 лет Ян начал публиковать свои первые треки онлайн под псевдонимом, взяв имя самого крутого парня среди сверстников. Кто-то из друзей на фейсбуке начал что-то лайкать и даже шерить. Так продолжалось до 2014 года, пока Кевин не записал свой первый концептуальный альбом MTV1987. Получился крепкий дебютник, где над звучанием поработал его друг — музыкальный продюсер Romil. Релиз вывел исполнителя из социальных сетей, благодаря импульсивному, хлёсткому и честному тексту в совокупности с ностальгическими нарезками из телевизионных передач и клипов 90-х. И если даже на словах это и звучит как очередной vaporwave релиз с Soundcloud, то на деле Кевину удалось реализовать тот самый потенциал, заложенный интернет-культурой. Как сказал сам рэпер: «MTV1987 — это мой персональный взгляд на поп-культуру прошлого и настоящего, как представителя новой цифровой среды».
Набравшись опыта и немного обратив на себя внимание, Кевин решил создать свой коллектив. Так появился BROCKHAMPTON. Участники иронично называют его «american boys band». Отсылка явна уместна, только не к Backstreet Boys или 'N Sync, а к коллективам вроде Beastie Boys — где почти каждый трек цепляет не только ритмичным и въедливым припевом, но и оригинальностью последующей композиции.
С большинством участников Кевин познакомился еще в школе. Они вместе катались на скейте, сочиняли музыку и выступали на локальных концертах. С ростом группы потребности стали расти, соответственно увеличился и состав участников. Кто-то приехал из другого штата, а кто-то, как, например, bearface, один из продюсеров коллектива, из другой страны. Парень бросил родной дом в Белфасте и уехал в Лос Анджелес, чтобы плотнее работать над музыкой со всеми остальными.

BROCKHAMPTON — это не просто музыка, это экосистема, которой давно не хватало музыкальной индустрии. Они берутся за все, что могут потянуть, создают новый контент: музыкальный, визуальный, делают мерч. Несмотря на большую численность коллектива в нём нет балласта.

Каждый участник группы играет свою определенную роль. Одни читают рэп, другие занимаются продакшном, кто-то следит за сайтом и делает клипы, но при этом каждый участник одинаково важен.
Участники
Амир Ванн
21 год, рэпер
Друг Кевина с 10-го класса. Успел попробовать себя и в записи собственных треков, и в создании целой серии фильмов для Viceland о становлении коллектива. До карьеры музыканта хотел стать инженером-нефтяником
Дом МакЛеннон
24 года, рэпер, продюсер
Предпочитает работать один, BROCKHAMPTON — это его первый опыт работы в коллективе. Вдохновляется работами Джеймса Блейка, Burial. В своих треках всегда делал упор на продакшен, создавая «3-D музыку»
Мерлин Вуд
21 год, рэпер, продюсер
Считается соучредителем коллектива. Почти сразу после рождения Вильяма, его семья переехала из Уганды в Техас. Сейчас он живет в Калифорнии. Часто в треках Мерлин читает с ямайским акцентом.
Рассел Боринг («Джоба»)
23 года, продюсер, рэпер, певец
Учился в одной школе с Кевином, Мерлином, Амиром и Мэтом. У него была своя домашняя студия, в которой ребята записывали свои первые треки. Потом Кевин предложил ему стать участником Brockhampton. Рассел работает над звучанием проекта и иногда (последнее время все чаще) его голос можно услышать и в самих треках
Ромиль Хемнани
22 года, продюсер
После окончания школы в родном Саус-Виндзоре, штат Коннектикут, уехал к Кевину (с котором до этого общался лишь в интернете) и занялся музыкой. Работал над «MTV1987» в качестве продюсера. В бэнде играет роль исполнительного продюсера
Мэтт Чемпион
22 года, рэпер
Главный любимчик фанатов после Кевина. Долго работал один, выпустил несколько синглов и альбом
Джабари Манва
21 год, продюсер
Работали в дуэте с Кико Мерли как продюсеры под псевдонимом Q3. Помимо Ромиля и Джобы является ушами проекта
Кико Мерли
20 лет, продюсер
Один из главных музыкальных продюсеров проекта. Также принимал активное участие в создание документального фильма American Boyband
Эшлан Грей
21 год, фотограф, видеомонтажер
Познакомился с Кевином в интернете, долгое время они общались только в сети. Во время создания «All-American Trash» начинает активно тусить со всей бандой. В проекте отвечает за фото и видео. Примечательно, что Эшлан никогда не занимался съемкой профессионально
Роберт Онтинен
21 год, веб-разработчик
Этого человека можно увидеть в начале всех клипов бойбенда. Он произносит знаменитую фразу «ME LLAMO ROBERTO». Вспомнив знаменитое «Hi, my name is Johnny Knoxville, welcome to Jackass», Ян предложил Роберто по аналогии начинать клипы с вводной цитаты — тот согласился это делать на испанском. Занимается сайтом, приложением и всем, что так или иначе связано с веб
Ник Ленчини
20 лет, дизайнер
Дизайнер, занимается одеждой. BROCKHAMPTON активно продает свой мерч на концертах. Также у Ника есть свой бренд Holiday
Музыка
ALL-AMERICAN TRASH MIXTAPE
В 2016 году, Кевин Абстракт, после нескольких успешных работ уже ездит в туры и собирает полные залы фанатов из интернета. Казалось бы, стоит продолжать сольную карьеру, не сбавляя темп. На деле, как говорит сам Ян, продолжать сольную карьеру в современных реалиях для него равносильно остановке в развитии себя как музыканта. Собрав всех своих близких друзей, Кевин дал раскрыть свой скрытый потенциал каждому участнику. Большая разница в культурных различиях музыкантов сильно расшатала привычные хип-хоп рамки. Так на микстейпе появились треки в смежных жанрах — soul, r&b, g-funk и experimental hip-hop. Кевин сделал верное решение, взяв на себя ответственность креативного лидера.

Микстейп напоминает палитру, которой неоправданно для первого релиза, умело пользуются. Флоу, подобранные семплы, сведение, вокал — все говорит о том, что привычная игра со звуковым оборудованием за большие деньги в студиях больше не работает. Ребята работают вне паттернов современной хип-хоп сцены засчет большого спектра возможных вариаций.

Микстейп о любви, взаимоотношениях и взглядах на будущее — первый опыт в коммуникации коллектива, который звучит естественно и убедительно, контрастируя с привычной хип-хоп сценой.
SATURATION
Как появился Saturation? BROCKHAMPTON решили поставить себе условие — сделать альбом (не микстейп) за месяц после релиза сингла FACE. Сейчас уже сложно сказать, была ли это банальная удача или талант каждого участника большого механизма реализовался за такой короткий промежуток времени в полной мере, но результат удивил не только критиков и музыкальные издания, но и самих участников. «Меня не удивляет то, что мы записали это так быстро. Меня удивляет насколько хорошо это получилось», — говорит Мерлин Вуд в интервью Pigeons & Planes.

Saturation, как уже было сказано, начался с сингла FACE — прекрасной черно-белой балладе, где один из главных продюсеров альбома с никнеймом Joba поет о сложностях в построении отношений и безответной любви. BROCKHAMPTON любят рисовать и создавать истории в треках, передавая эмоции через музыку, вне зависимости будь это агрессия, любовь или смех.

На FACE разворачивается сцена уходящей любви, где Joba спел один из самых запоминающихся хуков на альбоме, в котором он повторяет из строчки в строчку подсознательное желание, голос будто-бы идет из головы главного героя драмы. В роли самого главного героя участвуют Dom McLennon и Matt Champion.

После FACE нагрянул HEAT — один из самых агрессивных и провокационных треков коллектива, обращенный к хейтерам. С него начинается Saturation, и именно он задает тон и ритм дальнейшим трекам, где часто используются лучшие наработки саб-жанров рок музыки. Подобные заимствования из рока можно было услышать на экспериментальной пластинке «Blond» Фрэнка Оушена, но здесь не придраться — Кевин ставит творчество Оушена чуть ли не на первое место по влиянию на свои работы.

После HEAT появился GOLD, после GOLD выходит STAR… и так далее. Каждый новый трек набирает просмотров больше предыдущего, каждый раз новый аранжировки, новые идеи. Выпуская столько треков (вместе с клипами) в течении месяца есть риск попросту испортить впечатление от альбома.

9 июня Saturation выходит на всех доступных платформах. Безумно продуктивный бойзбенд сделал альбом из 17 треков за один месяц. Была ли это гонка за чем-то? Ромиль, продюсер большинства треков на альбоме, сказал в интервью P&P: «Мы собрались все вместе просто затусить, и тут кто-то предложил сделать альбом за месяц. Мы не хотели изобретать Yeezus, достаточно было показать людям то, что мы чувствуем».

Действительно, Saturation напоминает картинку, нарисованную нестираемыми чернилами, где по факту, каждая ошибка — это фатальный промах. Стирать некогда. «Я свел альбом за три бессонных дня — признается Joba, — не сказать, что я удовлетворен результатом, но я горжусь своими друзьями. Мы поставили себе безумные и неудобные рамки и я рад этому».
SATURATION II
Почти сразу после выхода SATURATION Кевин заявил, что коллектив активно работает над второй частью и что они планируют выпустить ее в августе. Первого августа вышел первый сингл с SATURATION II — GUMMY. Через неделю после GUMMY вышел SWAMP, затем JUNKY. Финальным синглом перед выходом нового альбома стал SWEET. Лонгплей официально вышел 25 августа. И сразу попал в Billboard Top 200, заняв 57 место.И это неудивительно.

SATURATION II стал более энергичен, его намного легче слушать, чем первую часть. Аранжировки стали более запоминающиеся, в треках появились неожиданные крутые фишки. Продакшн, как и в первой части, кристально чистый и понятный, при этом грувовый и качающий (LP почти полностью спродюсирован Ромилем, где-то к нему подключались Джабари и Кико. К продакшену, как и в первой части, никаких вопросов не возникает. Парни сделали свою работу великолепно). Каждый участник рассказывает свою историю, при этом не создавая впечатления обособленности, парни отлично дополняют друг друга. Последовательность треков и их концепция также стали более читаемые.

По сравнению с первой частью, SATURATION II стал более «гангстерский». В альбоме стало значительно больше агрессии и джи-фанковой «крутизны». В то же время он очень эмоциональный, наполненный чувствами, летний. Можно разделить альбом на условные три части. Первая часть — от GUMMY до SWAMP, показывает нам крутизну бойзбенда. Тут тебе и про ограбление банка, путь к успеху и сравнение себя с тупаком (Bandanna, I'm the new Pac). Вторая часть начинается с монолога Роберто Scene 1. Настроение резко меняется, включается режим глубоких рассуждений. CHICK и JUNKY хорошо это подтверждают. Трек FIGHT закрывает вторую часть. Последние три трека — GAMBA, SUNNY и SUMMER задают настроение медленно уходящего лета и являются третьей, заключительной частью.

Каждый участник рассказывает свою историю, при этом не создавая впечатления обособленности, парни отлично дополняют друг друга. С одной стороны Амир с его «Я все равно буду звездой, даже если буду говорить одно и то же», с другой — Кевин, обращающийся к хейтерам: — «Почему ты всегда читаешь о том, что ты гей?» — «Потому что не хватает рэпперов-геев!».

История Роберто в скитах продолжается, но на этот раз вместо SKIT они называются SCENE, потому что по задумке каждый трек в SATURATION II имеет 5 букв в названии. Если в первой части он рассуждал о смысле своего существования и пытался найти свое место, то здесь он планирует перейти к более конкретным действиям. В SCENE 2 он говорит со священником, благодарит его за свою «семью» и просит его помочь ребятам пройти их путь, защитить от опасностей и помочь избежать обмана.

После такой молитвы возникает вопрос, что же Роберто задумал. Возможно, мы узнаем ответ в третьей части. Ведь в сентябре Кевин сказал в твиттере, что последняя часть трилогии выйдет до конца года.
Видео
Трек — FUCK YOU всем хейтерам! Даже Роберто здесь говорит, что он и его друг Джабари на дух не переносят местную полицию. Изначально у Кевина было в планах снимать каждый куплет на фоне драки других участников коллектива. Идея была быстро забыта, так как ребята не хотели проблем от соседей. Агрессивности происходящему добавляет резкие переносы камеры на границе двух куплетов. Видно как видео снято одним дублем, к примеру, в момент, когда Dom McLennon начал зачитывать куплет, за спину к нему подъехала машина и остановилась, пытаясь объехать ребят.
HEAT
BROCKHAMPTON
JUNKY
BROCKHAMPTON
Кстати, названия у коллектива очень прямые. Наркомания, проблемы с родителями и обществом смешиваются в сюрреалистичные сюжеты, напоминающие последние картины Мартина Скорсезе. В этом треке Кевин выдает очень сильный куплет с вопросами себе и сообществу. «Why you always rap about bein' gay?'Cause not enough niggas rap and be gay».
Клип обязательно нужно смотреть, чтобы оценить артистичность Joba в последнем куплете.
SWEET
BROCKHAMPTON
SWAMP
BROCKHAMPTON
Мэрлин летает с героем из «Улицы Сезам», Кевин и Мэтт — копы, а Джоба продолжает читать в своем стиле.
Один из самых «ленивых», как может показаться на первый взгляд, клипов коллектива. На самом деле, FOLLOW — это первый трек из третьей части Saturation, которую анонсировал сам Роберто.
FOLLOW
BROCKHAMPTON
Тексты
Вёрс — JOBA
Трек — SWEET
It's funny how things can change
Three hundred dollars to my name, left to Hollywood
I was living off Ramen and change
Five hundred dollars on these dinners, never have to pay
Growing up my teachers told me
"You better get them grades up if you wanna finish high school
And after high school, you better get a degree
'Cause it's a dog-eat-dog world, you could live in the street"
Flashback, I had my Walkman in the minivan
Listening to NSYNC, saw my name on the CD
Небольшой манифест от Джобы консервативному укладу, который проповедовали учителя в его школе. Джоба сравнивает то, что ему говорили с тем, что он сейчас имеет. Своеобразная отсылка к «we don't need no education», которая опять же подтверждает поколенческое несоответствие. Помимо этого, Джоба не скрывает симпатии к творчеству Джастина Тимберлейка, а также N'SYNC (которые были упомянуты в начале этого текста).
Вёрс — Амир
Трек — FIGHT
And when I grew up I learned what racism was
And what teaching it does and like my teachers would say
"Little black boys have a place in the world like hanging from trees"
Or dead in the street like I seen on TV
All them boys they killed, they looked just like me
Трек посвящен расизму со стороны одноклассников и учителей Амира. Когда перед его мамой встал вопрос о том, в какую школу лучше отдать ребенка, она недолго думая выбрала место, где училось больше «белых» ребят. Таким образом она хотела уберечь его от плохого влияния.
Вёрс — Кевин Абстракт
Трек — STAR
Bruh, I don't fuck with no white boys
'Less the nigga Shawn Mendes
Шуточные строки в которых Кевин говорит, что его не интересуют белые парни в качестве сексуальных партнеров, только если этот белый парень не Шон Мендес (популярный Канадский певец). Эта фраза сразу же стала мемом, а сам Кевин в твиттере сказал, что он стал первым рэппером, который упомянул Шона Мендеса в песне.
Вёрс — Мерлин Вуд
Трек — HEAT
I got the magazine for the pistol
For any politician talkin' shit, givin' issue
В одном из главных бэнгеров коллектива, Мэрлин признается, что у него есть пули не только для хейтеров (коим и посвящен трек), но и для политиков. Вероятнее всего речь идёт о текущем президенте США.
Вёрс — Дом МакЛеннон
Трек — GUMMY
I could get shot in my back and they'd tell the world that I fought 'em
В этой строке Дом вспоминает инцидент с Майклом Брауном в 2014 году. Майкл был застрелен полицией после подозрения в ограблении. Дом говорит, что ему, как и любому чернокожему парню могут выстрелить в спину полицейские и затем заявить, что это была вынужденная мера самообороны.
Факты
Made on
Tilda