Блокнот

Ностальгия и свобода

Культура в круговороте воспоминаний
Владимир Дубань
студент PR & Advertising
Польская группа Breslauer Cocktail в этом году выпустила пластинку Absynteria, которую довольно сложно соотнести с определённой эпохой и легко — с музыкальным направлением. В своём творчестве Breslauer Cocktail взял строгий вектор на переосмысление популярных песен, которые гуляли по всей поствоенной Европе ХХ века сначала на нотных листах, затем на виниле, позже в радиопередачах. В идее «каверить» старые песни нет ничего нового, однако в данном случае группа уходит в сторону от обычных кавер-версий, поднимая более сложную тему ностальгии в музыке.
Ностальгия как явление все чаще проникает в современную поп-культуру. Киноиндустрия ежеквартально выпускает сиквелы знаменитых саг, делая упор на зрительские воспоминания. Самый успешный коммерческий продукт на рынке мобильных приложений года — Pokemon Go, игра, позволяющая игроку воссоздать образ и поведение героя некогда популярного мультфильма. Все эти идеи так или иначе переплетаются между собой, формируя общекультурный тренд.

Ностальгия в музыке интереcна тем, что злоупотреблять ей почти невозможно. Каждый раз, используя семпл или вставку из пластинок прошлого, музыканты создают новое полотно. Отличный пример этого — ретровейв. По своей сути ретровейв — это безумный жанр: музыканты, вдохновленные эстетикой и культурой 1980-х, воссоздают музыку того времени, которая в финальном виде очень сильно отличается от той, что действительно была в то время. Другими словами, ретровейв пытается показать, какой продукт можно создать, столкнув эстетику одного периода с технологическим прогрессом другого.

Ностальгия помогает музыканту создавать новые произведения, разговаривая с публикой на одном культурном языке и в одной культурной плоскости. В этом году трио электронщиков из Австралии The Avalanches (подарившие в 2000-х хит 'Since I Left You'), которые создают музыку в жанре пладерфоникс, вернулись и выпустили свой второй альбом.
Обложка альбома The Avalanches: Wildflower
Первое упоминание термина «пландерфоникс» встречается в одноименном эссе композитора Джона Освольда в 1985 году. Зачастую этот термин заменяется на «музыкальный коллаж», что тоже верно. В Wildflower коллектив сделал очень серьезное контркультурное заявление современной музыке. Соединив, к примеру, семплы из главной песни фильма «Волшебник страны Оз» с голосом Дэнни Брауна — они успешно продемонстрировали как можно работать с ностальгией.
Ностальгия помогает музыканту создавать новые произведения, разговаривая с публикой на одном культурном языке и в одной культурной плоскости. В этом году трио электронщиков из Австралии The Avalanches (подарившие в 2000-х хит 'Since I Left You'), которые создают музыку в жанре пладерфоникс, вернулись и выпустили свой второй альбом.

Первое упоминание термина «пландерфоникс» встречается в одноименном эссе композитора Джона Освольда в 1985 году. Зачастую этот термин заменяется на «музыкальный коллаж», что тоже верно. В Wildflower коллектив сделал очень серьезное контркультурное заявление современной музыке. Соединив, к примеру, семплы из главной песни фильма «Волшебник страны Оз» с голосом Дэнни Брауна — они успешно продемонстрировали как можно работать с ностальгией.
Обложка альбома
The Avalanches: Wildflower
Breslauer Cocktail в Absynteria работает с ностальгией по-своему. Коллектив создает эксцентричную смесь фолк-рока, ямайского ска и «чиптюнного» продакшена. Здесь, как и в ситуации с другими коллективами, работающими с ностальгией, нельзя сказать, что группа использует какой-то определенный «макет» по созданию кавер-версий. Где-то в песню врывается ломаный ритм и обилие синтезаторов, где-то мощный фолк-рок — эта постоянная нетипичность очень свойственна пластинке. Обычно музыканты нарочито стараются воссоздать облик периода. Это типичная ловушка, которую Breslauer Cocktail избежал благодаря большой разноплановости географии текстов, мотивов и инструментальной составляющей.
Один из самых интересных треков — это песня «Bei mir bistu shein», которая отсылает к одной из самых популярных фолк песен прошлого века. Именно в этом треке коллектив показывает себя по максимуму: холодный и колкий вокал Натальи Никольской, напоминающий шведскую певицу Карин Дрейер Андерссон, ломаные синтезаторные вставки и труба от Кубы Клепчинского.

В «Жил на свете Хаим» Breslauer Cocktail показывают как довольно примитивную одесскую фольклорную песенку о трудностяx семейной жизни можно оживить благодаря гроул (sic!) вставкам в стиле Майка Патона на сцене и гитарных рифов.

Альбом Absynteria в хип-хоп классификации можно сравнить с классическим микстейпом, где есть хорошие песни, но в рамках альбома их мало что объединяет. Breslauer Cocktail рассказывает 12 разных историй, которые довольно сложно проанализировать из-за отсутствия привычной концептуальности, где музыкант рассказывает отрезок своей жизни, одну большую историю или создает абсолютно новый сюрреалистический мир.

Breslauer Cocktail невольно подхватили общекультурный тренд ностальгического творчества своим новым альбомом. Этим же они и подтверждают теорию о том, что наша культурная система находится в круговороте, который стремительно вращает идеи не только музыкантов, но и других деятелей искусств, вперед к новым формам. Ретровейв наглядно показывает путь, которым смысл термина «ностальгия» прошел путь от психического заболевания военных, скучающих по дому до фундамента и основного катализатора современной поп-культуры.
Bei Mir Bistu Shein
Breslauer Cocktail
Читать далее:
Made on
Tilda