Блокнот
Навигатор
Выбор редакции: музыка
Редакция раздела «Навигатор» выбрала лучшие альбомы уходящего года
Владимир Дубань
студент PR & Advertising
Год выдался хоть и гадкий, но точно продуктивный. В особенности в музыке — вышло огромное количество релизов, которые было бы неразумно не вспомнить под конец. Редакция «Блокнота» составила топ-15 лучших альбомов за 2016 год.
После успеха «To Pimp a Butterfly», Кендрик решил поставить жирную точку, расставшись со всеми своими наработками за последние 5 лет. Видимо рэпер хочет завершить определенную главу в своей карьере, для того, чтобы двигаться дальше.

untitled unmastered. — нетипичная работа рэперов западного побережья. Вместо классических битов в первом же треке Ламар зачитывает под довольно угрюмый соул, затем действие плавно переходит к джазу. Здесь Кендрик вовсю показывает свои корни, отношение к политике и религии. Стоит признать, что «недоделанный» альбом Ламара получился и в техническом, и в звуковом плане гораздо выше, чем у его конкурентов.
Kendrick Lamar — untitled unmastered.
Завершающая часть музыкальной трилогии Swans – «The Glowing Man» – появилась в 2016-м, стала 14-м альбомом и последней записью группы в текущей инкарнации. Дальше – перерождение. Предшествующие финалу «главы» – «The Seer» и «To be kind» – вполне можно называть монументальными. Однако последний на данный момент альбом Swans однозначно затыкает их за пояс.

Могло ли быть иначе: «The Glowing Man» подводит черту под многолетним творчеством основателя Swans, бессменного солиста коллектива – Майкла Джиры. Поэтому всё в альбоме очень личное, откровенное и совсем не про «easy-listening». Восемь треков полны затяжной рефлексией над прошлым, экстатическими и по большей части «тёмными» мотивами. Взять хотя бы композицию «When Will I Return?», где жена Джиры Дженнифер, которой и посвящена песня, поёт про «His hands are on my throat». В любви, как и в творчестве, не обходится без страдания. – Дмитрий Левин
Swans The Glowing Man
Арабская вязь на обложке 13-го альбома Xiu Xiu красноречиво напоминает: перед нами музыка про актуальное состояние человечества – боль, мрак и слёзы. В ожиданиях от «Forget» в первую очередь опирались на состав, привлечённый к его продюсированию. Над релизом работали участники культовых Sigur Ros, Deerhoof и Swans и другие музыканты – всего 7 человек.

Как следствие, в новом альбоме поубавилось привычного синтпопа и нойза. Их отсутствие полностью компенсируют приглашённые музыканты – например, в Petite. Благодаря участию людей со стороны едва ли можно жаловаться на скуку. Десять треков радуют разнообразием: что происходит в The Call, больше не происходит нигде. Плачущий вокал Джейми Стюарта, впрочем, никуда не делся и слышен всюду. Это хорошая новость, потому что без него Xiu Xiu, вероятно, перестанут быть собой. — Дмитрий Левин
Xiu Xiu — Forget
Ветеран Лондонского Hospital Records и один из самых продуктивных продюсеров в жанре D&B выпустил свой шестой студийный альбом после почти двухлетнего затишья. В альбоме помимо вокалистов также засветился подающий надежды кембриджский продюсер Hugh Hardie, который совсем недавно выпустил на Hospital свой дебютный EP. Их совместная работа Icarus, вышедшая синглом незадолго до релиза полного альбома, долго не покидала первую десятку Beatport Top 100 D&B.

Мэтт справился с задачей на отлично. Лонгплей переполнен нежными атмосферами, теплыми пэдами, сочными вокальными партиями и глубокими басами. Sentimentality, Tell Me True и After Dark помогают нам вспомнить старого доброго Logistics, а такие треки, как Still Life, Deep Breath и Fight 4 U выходят за рамки жанра и показывают его с другой, новой стороны. Помимо легкого ликвид-фанка, в альбом вошли несколько танцпольных боевиков. Highway 1 — отличный пример старой школы. Мощный саб и классический брейк делают свое дело. — Всеволод Кисляков

«Amen, brother»
Logistics — Electric Sun
Дизайнер, музыкант, художник, продюсер, звукорежиссер, автор текстов — Канье Уэст чрезвычайно амбициозный персонаж не только музыкальной, но и медиасцены в целом. Он агрессивен в твиттере, он заводит склоки на ровном месте и выстраивает в очереди людей по всему миру, порождая целый альтернативный рынок перекупщиков. Кажется, что Уэст нашел уникальный рецепт того, как быть суперзвездой в век молниеносной информационной передачи.

The Life of Pablo — это уникальный пример создания продукта онлайн. Название менялось несколько раз, обложка тоже, финальный треклист мистер Уэст выкладывал записанным на листочке красным маркером у себя в твиттер. Итог: каждое движение описывало любое уважающее себя музыкальное медиаиздание. Этот альбом как будто предвещал исход выборов в США.
Kanye West — The Life of Pablo
Отбросив весь медиахайп, скажем: перед нами новая работа Уэста, и, чтобы понять её, нужно выяснить, откуда у Канье такая тяга к современному искусству. Началось это еще в 2007-м в альбоме Graduation, где обложку Уэсту нарисовал Такаши Мураками (не путать с Харуки), затем Kaws, потом Джордж Кондо. И наконец в 2013 году Уэсту приглянулся всеобщий тренд — саморазрушение в искусстве, где чем грубее, чем агрессивнее — тем правдивее и сильнее. Так получился Yeezus — одна из самых неоднозначных работ в дискографии Уэста.

The Life of Pablo звучит грациозно, с использованием множества различных композиций друзей и коллег Канье. В альбоме появились Chance the Rapper, до этого неизвестный Desiigner, Rihanna, Young Thug, Kid Cudi и другие. Получилась настоящая аппликация из современной хип-хоп и R&B сцены.

«And I love you like Kanye loves Kanye»
A Tribe Called Quest можно называть настоящими легендами олдскул хип-хопа и альтернативного звучания. Коллектив появился еще в начале 1990-х, когда многие современные рэпперы еще даже не думали о карьере музыканта. Эти парни — их учителя и вдохновители на долгие годы. Казалось, что легенды ушли из медиаполя навсегда: ни новых пластинок, ни намёков на продолжение карьеры не было 18 лет.

В 2015 году в медиа просочилась информация о том, что A Tribe Called Quest взялись за новый альбом. Итог получился даже не ностальгический, а очень свежий и робкий. Из интервью с коллективом стало известно, что запись нового альбома производилась не по сети, а на домашней студии у Q-Tip. Таким образом, рэперы хотели добиться высокого уровня звучания, схожего с их предыдущими работами. Печальной новостью сопровождался выход альбома: до релиза не дожил лидер коллектива — Файв Дог. После анонса в октябре стало понятно, что это альбом не о возвращении, он о прощании великого хип-хоп коллектива.

Dis generation, dis generation, dis generation, rules di nation!
A Tribe Called Quest — We Got It from Here... Thank You 4 Your Service
На счету двенадцать релизов на Bandcamp и стремление выпустить что-то большое. Еще пару лет назад о них никто не знал, это был маленький студенческий коллектив из штата Вирджиния. Сегодня лидер группы Уилл Толедо смог вывести музыку коллектива далеко за пределы студенческого радио.

Толедо смог создать звук, сопоставимый с легендами американского альтернативного рока. От Pixies коллектив взял стиль вокала и внутренний драйв, от Pavement (более поздних) некоторые рифы и общий стиль поведения. И в очередной раз Уилл доказывает, что депрессия — один из самых сильных движущих факторов в американском роке. И с этим сложно поспорить. На пластинке Толедо рассуждает о понятных и личных темах, с которыми сталкивается каждый. Он будто голос поколения, здесь и бессонница, и утрата мечты, и назойливые социальные сети.

Фанаты в комментариях под клипами спрашивают: «Кто у них там так фигачит на барабанах?». Уилл отвечает: «His name is Andrew Katz… He's a motherfucker».

I am freaking out in my mind, In a house that isn't mine
Car Seat Headrest — Teens of Denial
Проект новичков Anderson .Paak — выпустившего в этом году сильную пластинку Malibu и продюсера Knxwledge. Оба были замечены еще в 2015 году, когда работали вместе с Кендриком Ламаром над «To Pimp a Butterfly». Оказалось, что у Knxwledge осталось еще столько несмиксованных пластинок, хватит на целый альбом.

В стиле письма у NxWorries ощущается большущее влияние дуэта Madvillain, который продюсировал свой дебютный альбом из сэмплов ТВ-Шоу, музыки из мультфильмов, джаза и соула. Так, на пластинке «Yes Lawd!» можно услышать сэмплы из «Рика и Морти». Музыканты не делают акцент на сэмплинге каких-то определённых фрагментов. Их цель — создавать красивый, плавный и мелодичный соул, с элементами R&B.

Soul survivin', three spares, 100K on the mileage, let's get it
!
NxWorries — Yes Lawd!
Жанр трип-хоп, в котором работают Massive Attack уже не первый год, считается поистине британским. Хотя первые упоминания о трип-хопе датируются в прессе США серединой 1990-x, именно трио из Бристоля сформировали жанр как новую звуковую волну. Новый EP — это послание всему миру о том, что творится на специфической электронной сцене Великобритании сегодня. Над записью работали шотландский хип-хоп коллектив Young Fathers и Tricky. Первые — любимцы музыкальных критиков, а второй — старый друг лидера Massive Attack.

Уже в первом треке вместе с лондонским исполнителем Azekel музыканты преодолевают все привычные преграды: мелодичный синти-поп смешивается в один поток с очень строгим клавишным аккомпанементом и козырем коллектива — самодельными ударными. Как и в предыдущиx альбомаx, Massive не промаxнулись с названием пластинки, продемонстрировав силу и агрессивность созданного ими жанра.

Flashing light years, flashing right hear
Massive Attack — Ritual Spirit EP
Трио из Сакраменто, что на западе Калифорнии, продолжает свой непредсказуемый путь уже пятый год. Начав с экспериментального хип-хопа с семплами из Black Flag, знаменитой речи Чарльза Мэнсона и Beastie Boys в 2011-м, группа сделала большой прыжок, создав одну из самых едких и диких пластинок в 2012 году — «The Money Store». Коллектив всегда отличался своим умением сёрфить на острие андерграундных трендов, миксуя их в нечто сложно поддающееся классической жанровой классификации. Их музыка — это, наверное, самый агрессивный хип-хоп сегодня.

На Bottomless Pit коллектив огрубел и подключил электрогитару к привычной ударной установке Зака Хилла, клавишам Энди Морина и вокалу МС Райда. На выходе получился открывающий трек в жанре блэк-метал, трек Spikes с рифом, издалека напоминающим Led Zeppelin, и совершенно опустошающий одноименный трек Bottomless Pit, в котором Райд сообщает, что «это только половина».

Каждый альбом Death Grips ощущается как нечто завершенное, то есть как стиль, к которому музыканты шли долгие годы. Однако, это очередной обман, потому что о своей миссии группа сказала еще в первом треке цитатой: «I keep giving bad people good ideas».

«Death Classic, bitch»
Death Grips — Bottomless Pit
Skepta — тот самый парень из андерграундной грайм сцены Лондона, который в этом году выпустил альбом-пушку, возродивший уникальную самобытность жанра. По своей сути, грайм — это смесь сугубо британских электронных жанров гэриджа и джангла под энергичный речитатив 140 ударов в секунду. С помощью Konnichiwa, презентация которого, прошла в японском Boiler Room, Skepta доказал мощь и неподдельную энергию грайма, а вместе с тем вывел её на фестивальные площадки мира.

В интервью «Афише», Skepta обронил фразу, будто бы с одного из треков, о том, что исполнитель всегда должен идти вперед и «прогрессировать». Судя по Konnichiwa, иногда стоит показывать миру хорошо забытое старое.

«Act like a wasteman? That's not me»
Skepta — Konnichiwa
Тема смерти поднималась в культуре и медиа всегда. Но никто не подходил к этой теме так близко, как Дэвид Боуи в своем заключительном, 25-м студийном альбоме. Запись альбома происходила почти камерно. Единственной известной персоной, причастной к записи, стал Джеймс Мёрфи, который работал над перкуссией. И это чувствуется почти с первых секунд первого десятиминутного трека. Ломаный и хрустящий ритм под лёгким вокалом Боуи открывает пластинку. «Look up here, I'm in heaven» — поёт Боуи в Lazarus.

Из смерти Боуи создал потрясающей красоты музыкальный спектакль, где нет конца. Этот альбом вообще вне временных рамках, он не про острую политическую ситуацию и не про социальные проблемы. Он про искусство и бесстрашного человека, который занимался музыкой до последнего на протяжении 50 лет. Blackstar — это бесценный трансцендентный опыт и достойное завершение биографии одной из ключевых фигур рок-музыки.
David Bowie — Blackstar
Дев Хайнсу уже 31 год. За это время он успел поработать почти со всеми прогрессивными исполнителями начиная с FKA Twigs, заканчивая The Chemical Brothers и DIY тусовкой из Нью-Йорка в лице Porches. Хайнса можно назвать виртуозом. Он в равной степени хорошо владеет гитарой, синтезатором и вокалом. Все данные говорят о том, что пора записывать альбом. В дискографии его группы Blood Orange уже третий. Но если первые два давали слабинку в самых ненужных местах, то Freetown Sound — это чистая романтика и сила, которой так не хватало группе.

Мелодичный, немного старомодный и печальный поп сливается с социальными и личностными проблемами и переживания так умело, что кажется, будто бы вот оно — то чего так не хватало на современной сцене так долго. Альбом хоть и инструментально драматический, вокал Дева вселяет великую надежду и покой. Всё будет хорошо. А ещё обязательно обратите внимание на слова в текстах, критики до сих пор удивляются как у Хайнса получается подбирать настолько нужные речевые обороты.

My father was a young man, my mother, off the boat. My eyes were fresh at 21, bruised, but still afloat.
Blood Orange — Freetown Sound
Это однозначно одна из самых нестандартных пластинок года. Atrocity Exhibition — это первый хип-хоп альбом, который выпустился на британском лейбле электронной музыки Warp. При типичных резидентах в лице дуэта Autechre, Boards of Canada и Aphex Twin, сочиняющих многослойнную электронику, сложно представить рэпера из Детройта, рассказывающего в своих треках про будни одного из самых криминальных штатов США.

В этой пластинке чувствуется то, как рэпер нашел самое дикое, а вместе с тем и самое комфортное место для себя. Дэнни еще никогда не подпускал слушателя так близко к себе. В интервью американскому изданию Noisia, Браун заявил, что на новой пластинке хочет показать музыку, которая повлияла на него еще в детстве. В списке оказались: Talking Heads, Joy Division, Pink Floyd, New Order и другие. В особенности акцент был взят на Talking Heads: разнообразие инструментов, характерный ритм и бас. Словом — всё трещит так, что невольно понимаешь какую золотую жилу нашел исполнитель. Треки «Dance in the Water», «Goldust», «Ain't it Funny» — пример того, как бы звучал хип-хоп, если бы он начал развиваться в 1970-е, в своем андерграунде. Описывать инструменталки на этом альбоме — дело неблагодарное. Их явно нужно слушать.

Dance in the water and not get wet, not get wet, not get wet.
Danny Brown — Atrocity Exhibition
Говоря о творчестве Оушена нельзя не упомянуть его дебютную работу 2012 года channel Orange. Амбициозный, сильный и запоминающийся альбом, с помощью которого, Оушен без преувеличения превратился в икону современного R&B. Дебютники такого высокого уровня появляются очень редко. Фанатская база собралась моментально: все билеты распроданы, Оушен выступает на вечерних шоу в США, а поклонники, еще вдоволь не наслушавшись дебютника, хотят продолжения.

И вот наступает затишье. Фрэнка просто нет. Пару раз мелькнул в фитах у других исполнителей — и всё. Фанаты уже строят конспирологические теории, однако оказалось все проще — Фрэнк всё это время работал над Blonde, свой сильнейшей работой. Выход альбома сопровождался прямой трансляцией еще одного альбома Оушена под названием Endless. В прямом эфире Фрэнк буквально заставлял тысячи людей смотреть на демонстрацию создания искусства. Перформанс, кстати, удался. Если Blonde может показаться недостаточно величественным при первом прослушивании, то Endless так вообще ощущается как легкие наброски группы Фрэнка. И тем не менее, Endless и Blonde — это две самостоятельные работы.
Frank Ocean — Blonde
Blond будто бы вышел именно для 2016 года. На нём сложно найти богатые музыкальными паттернами мелодии, Фрэнк берет всю инициативу исключительно на себя и рассказывает слушателю о том, что произошло в его жизни за последние четыре года. Звук на Blonde буквально выжимается Фрэнком: избирательно отсеиваются почти все ненужные инструменты. Именно об этой избирательности и весь альбом — Фрэнк стал внимательнее и к себе, и к своей музыке. Звук стал сознательнее, чище и сильнее.

Помимо этого всего, Blonde открывает еще кучу актуальных вопросов, таких как клиповое мышление (на альбоме есть минутные вставки с автоответчиком, на котором запечатлен голос матери Фрэнка), равноправие полов (название альбома Blond — олицетворение мужской идентичности, а Blonde, наоборот, женской), проблемы в отношениях с социальными сетями.

Несмотря на минималистичный звук на альбоме, в тайне от всех над Blond работало огромное количество звукоинженеров, продюсеров и райтеров. Из самых именитых: Джеймс Блейк, Мэлэй, Фаррел Уильямс, Джон Брайон. Результатом такой смеси из людей разного направления стали бесподобные треки «Pink + White», двухфакторный «Nights», экспериментальный «Pretty Sweet».

That's the way everyday goes, every time we've no control. If the sky is pink and white, if the ground is black and yellow.
Made on
Tilda