Блокнот
Вектор
Ушла эпоха
Выставка «Время кино» в галерее РОСИЗО на ВДНX помогает пройти по советской эпоxе в пять шагов
Иван Соломоненко
студент Института Общественных Наук
СССР — это не просто 70 лет советской власти, плановой экономики и дефицита товара. Это время, когда выросли те, кто старше. Они прочувствовали эпоху пионерии, комсомола и субботников. Время, в которое не хотят возвращаться. Время, создавшее иллюзию, что каждый нужен стране, а люди поддерживают друг друга.
«Время кино» — это выставка, посетив которую, ты видишь эту эпоху сквозь призму фрагментов из фильмов золотого фонда советского и российского кинематографа и работ современных художников. Как говорит куратор выставки Дмитрий Ликин: «Мы стремились передать сущность времени, когда появился тот или иной фильм, через эмоционально близкие с выбранными кинолентами работы».

Выставка разделена на пять блоков: «Время энтузиазма», «Время пропаганды», «Время хрупкости/надежд и потерь», «Время без времени» и «Время хаоса и поиска». Все они отражают хронологию жизни в советское время.

«Время кино» — это выставка, посетив которую, ты видишь эту эпоху сквозь призму фрагментов из фильмов золотого фонда советского и российского кинематографа и работ современных художников. Как говорит куратор выставки Дмитрий Ликин: «Мы стремились передать сущность времени, когда появился тот или иной фильм, через эмоционально близкие с выбранными кинолентами работы».

Выставка разделена на пять блоков: «Время энтузиазма», «Время пропаганды», «Время хрупкости/надежд и потерь», «Время без времени» и «Время хаоса и поиска». Все они отражают хронологию жизни в советское время.
«Время энтузиазма» — это первый этап становления советского общества. В одном из эпизодов фильма «Аэлита» режиссера Якова Протазанова показано, как обычный рабочий разрывает цепи, в которые он был закован, и молотом кует серп. А в фильме «Путевка в жизнь» Николая Экка только и слышишь фразы «Слава труду», «В карты не играй, водку не пей», «Не можем без работы». На этом этапе не нужно думать, все уже придумали.
«Время пропаганды» говорит само за себя. Используются все те же образы счастливых людей, которые были представлены в прошлом блоке. Великая Отечественная война прошла, царит разруха — так сказано в учебникаx истории? Но не в фильме «Кубанские казаки» режиссера Ивана Пырьева, где каждый герой улыбается. Здесь все счастливы и поют песни, а медали на гимнастерках дают понять что, все в Советском Союзе — герои. А где же власть, которая привела советский народ к победе над фашисткой Германией, и продолжает вести его к благополучию? Она на картине одного из современных художников в следующем зале. На громадном здании расположилась красная звезда, которая освещает все вокруг алым светом.
Здесь есть место не только явной пропаганде, но и обычным жизненным ситуациям. «Время хрупкости» показывает эпоxу с совсем иного ракурса. «Два бойца» Леонида Лукова и «Мимино» Георгия Данелия как обратная сторона медали, в ниx уже нет призывов и лозунгов, а есть быт, воспоминания боевых товарищей, которые прошли войну, и многое другое — то, что объединяло народ в послевоенное время.
Лично для меня самым запоминающимся блоком стало «Время хаоса и поиска». Фильм «Брат» режиссера Алексея Балабанова раскрывает сущность нового общества, точнее по-прежнему советского, только без нравственных и каких-либо ещё ориентиров. Больше нет Союза, есть новая Россия, в которой можно услышать, как пьяный русский орет: «Русские не сдаются!»
Блок современного искусства очень тяжело вклинивается в общую тематику выставки, так как он хаотичен, и каждая композиция не связана друг с другом. Здесь можно увидеть звезды и космические корабли, сделанные из колючей проволоки, человека, который нашел свою Луну, и подгоревший на газовой горелке ковшик из коммунальной квартиры.
«Время кино» в полной мере позволяет взглянуть совсем с разных сторон на ту, великую эпоху, которая по меркам истории была совсем недавно, а для частного человека стала далёким прошлым, при этом отзываясь в настоящем.
Автор фото: ВДНХ
Made on
Tilda